Нормативные документы

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

СанПин 2.4.1.3049-13 (ссылка-клик)

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ "ОБРАЗОВАНИЕ"" ДЕМОГРАФИЯ"


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ







Национальный проект «Образование» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы[1].

ОПИСАНИЕ

Национальный проект «Образование» ставит своими целями обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
Для  этого предусмотрены:
  • создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
  • внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
  • модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
  • формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
  • формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
  • создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
  • увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
В структуру национального проекта «Образование» будет входить девять федеральных проектов. «Большой национальный проект состоит из федеральных проектов. Я коротко перечислю какие девять федеральных проектов будут входить. Первый проект — „Современная школа“ — это строительство, это реформа обучения, это, безусловно, повышение мотивации наших детей… Что касается второго проекта — „Успех каждого ребёнка“ — вот здесь цель гармонично развитой личности — чем больше развивается в направлениях ребёнок, тем лучшей результат будет у взрослого», — сказала министр Просвещения России О. Васильева в рамках рабочего визита в республику Хакасия. Также министр рассказала, что в нацпроект войдет «Цифровая образовательная среда» и «Современные родители».[2]
Общий бюджет проекта составит почти 784,5 млрд руб. В 2019 году на реализацию целей, по словам главы Минпросвещения Ольги Васильевой, должно быть направлено 75,7 млрд рублей[3].

ПРИМЕЧАНИЯ

1.       Национальные проекты на февраль 2019 г. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.
3.       Васильева: все субсидии на 2019 год в рамках нацпроекта "Образование" направлены в регионы // ТАСС.

ССЫЛКИ

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА РФ «ОБРАЗОВАНИЕ»:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
 Задачи национального проекта РФ «Образование»:
  1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
  2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
  3. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
  4. Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
  5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
  6. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
  7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
  8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
  9. Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
  10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
 Нацпроект «Образование»: ответственные за реализацию:
  • куратор национального проекта – заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова;
  • руководитель национального проекта – министр просвещения РФ Ольга Васильева.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» ДО 31.12.2024 ГОДА:

  • в 2019 г. – 116 млрд 628,29 млн рублей;
  • в 2020 г. – 132 млрд 741,25 млн рублей;
  • в 2021 г. – 143 млрд 544,87 млн рублей;
  • в 2022 г. – 129 млрд 293,48 млн рублей;
  • в 2023 г. – 128 млрд 910,32 млн рублей;
  • в 2024 г. – 133 млрд 335,32 млн рублей.

О ПРОЕКТЕ:

Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание. 
Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РАМКАХ НАЦПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»:

  • «Поддержка семей, имеющих детей»;
  • «Цифровая образовательная среда»;
  • «Современная школа»;
  • «Успех каждого ребёнка»;
  • «Учитель будущего»;
  • «Молодые профессионалы»;
  • «Новые возможности для каждого»;
  • «Социальная активность»;
  • «Экспорт образования».





















Национальный проект «Демография»

На­ци­о­наль­ный про­ект «Демография» — один из на­ци­о­наль­ных про­ек­тов в Рос­сии на пе­ри­од с 2019 по 2024 годы.
Своей целью на­ци­о­наль­ный про­ект «Де­мо­гра­фия» ста­вит уве­ли­че­ние ожи­да­е­мой про­дол­жи­тель­но­сти здо­ро­вой жизни до 67 лет; сни­же­ние смерт­но­сти на­се­ле­ния стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, уве­ли­че­ние сум­мар­ной рож­да­е­мо­сти. Также од­ни­ми из ос­нов­ных целей яв­ля­ют­ся уве­ли­че­ние доли граж­дан, ве­ду­щих здо­ро­вый образ жизни. а также уве­ли­че­ние до 55 про­цен­тов доли граж­дан, си­сте­ма­ти­че­ски за­ни­ма­ю­щих­ся фи­зи­че­ской куль­ту­рой и спор­том.
В его струк­ту­ру вхо­дят:
  • Материальная поддержка семей при рождении детей
  • Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет
  • Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения
  • Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек
  • Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва. (Спорт-норма жизни)
Общий объём фи­нан­си­ро­ва­ния на­ци­о­наль­но­го про­ек­та «Де­мо­гра­фия» со­ста­вит более 3,5 трлн руб. Об этом за­явил пре­мьер-ми­нистр Рос­сии Дмит­рий Мед­ве­дев на за­се­да­нии пре­зи­ди­у­ма со­ве­та при пре­зи­ден­те по стра­те­ги­че­ско­му раз­ви­тию и нацпроектам.

РЕАЛИЗАЦИЯ

В конце ав­гу­ста 2019 года глава Мин­здра­ва Ве­ро­ни­ка Сквор­цо­ва на со­ве­ща­нии с пре­зи­ден­том РФ от­чи­та­лась о ходе ре­а­ли­за­ции про­ек­та: «Все ме­ро­при­я­тия на­ци­о­наль­но­го про­ек­та «Де­мо­гра­фия» идут в со­от­вет­ствии с нашим пла­ном, ряд по­ка­за­те­лей — с опе­ре­же­ни­ем, такие как мла­ден­че­ская смерт­ность, ко­то­рая до­стиг­ла уров­ня, пред­по­ла­га­е­мо­го в 2023 году. Про­дол­жи­тель­ность жизни со­ста­ви­ла 73,7 года, уве­ли­чив­шись на 0,8 года за пол­го­да 2019 года, у жен­щин это уже 78,5 лет».
Ми­нистр труда и соц­за­щи­ты Мак­сим То­пи­лин осе­нью 2019 года за­явил, что план по обу­че­нию граж­дан пред­пен­си­он­но­го воз­рас­та через служ­бы за­ня­то­сти на 2019 год пе­ре­вы­пол­ня­ет­ся, обу­че­ние уже про­шли или за­кан­чи­ва­ют 53,1 ты­ся­чи че­ло­век при пла­нах в 50 тысяч.


ФГОС ДО Профессиональный стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности[2].
ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

ЦЕЛИ ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
  • разработки примерных основных образовательных программ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

СТРУКТУРА ФГОС

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:
  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ
Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы

Домашнее задание для детей в старшей группе по теме "Этика"

 Задание №1 - Кроссворд "Вежливые слова". Задание №2 - Выбери правильное.