НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
СанПин 2.4.1.3049-13 (ссылка-клик)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ "ОБРАЗОВАНИЕ", " ДЕМОГРАФИЯ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Национальный проект «Образование» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы[1].
ОПИСАНИЕ
Национальный проект «Образование» ставит своими целями обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;Для этого предусмотрены:
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
- формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
- увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
Общий бюджет проекта составит почти 784,5 млрд руб. В 2019 году на реализацию целей, по словам главы Минпросвещения Ольги Васильевой, должно быть направлено 75,7 млрд рублей[3].
ПРИМЕЧАНИЯ
1. ↑ Национальные проекты на февраль 2019 г. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.
3. ↑ Васильева: все субсидии на 2019 год в рамках нацпроекта "Образование" направлены в регионы // ТАСС.
ССЫЛКИ
- Паспорт нацпроекта "Образование" на официальном информационном портале "Будущее России. Национальные проекты"
- Инфографика основных параметров реализации национального проекта "Образование"
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА РФ «ОБРАЗОВАНИЕ»:
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
- Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
- Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
- Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
- Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
- Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
- Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
- Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
- Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
- Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
- Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
- куратор национального проекта – заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова;
- руководитель национального проекта – министр просвещения РФ Ольга Васильева.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» ДО 31.12.2024 ГОДА:
- в 2019 г. – 116 млрд 628,29 млн рублей;
- в 2020 г. – 132 млрд 741,25 млн рублей;
- в 2021 г. – 143 млрд 544,87 млн рублей;
- в 2022 г. – 129 млрд 293,48 млн рублей;
- в 2023 г. – 128 млрд 910,32 млн рублей;
- в 2024 г. – 133 млрд 335,32 млн рублей.
О ПРОЕКТЕ:
Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.
Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РАМКАХ НАЦПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»:
- «Поддержка семей, имеющих детей»;
- «Цифровая образовательная среда»;
- «Современная школа»;
- «Успех каждого ребёнка»;
- «Учитель будущего»;
- «Молодые профессионалы»;
- «Новые возможности для каждого»;
- «Социальная активность»;
- «Экспорт образования».
Национальный проект «Демография»
Национальный проект «Демография» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы.
Своей целью национальный проект «Демография» ставит увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; снижение смертности населения старше трудоспособного возраста, увеличение суммарной рождаемости. Также одними из основных целей являются увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В его структуру входят:- Материальная поддержка семей при рождении детей
- Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет
- Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения
- Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек
- Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва. (Спорт-норма жизни)
РЕАЛИЗАЦИЯ
В конце августа 2019 года глава Минздрава Вероника Скворцова на совещании с президентом РФ отчиталась о ходе реализации проекта: «Все мероприятия национального проекта «Демография» идут в соответствии с нашим планом, ряд показателей — с опережением, такие как младенческая смертность, которая достигла уровня, предполагаемого в 2023 году. Продолжительность жизни составила 73,7 года, увеличившись на 0,8 года за полгода 2019 года, у женщин это уже 78,5 лет».Министр труда и соцзащиты Максим Топилин осенью 2019 года заявил, что план по обучению граждан предпенсионного возраста через службы занятости на 2019 год перевыполняется, обучение уже прошли или заканчивают 53,1 тысячи человек при планах в 50 тысяч.
ФГОС ДО Профессиональный стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности[2].ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
ЦЕЛИ ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
- духовно-нравственное развитие и воспитание
Стандарт является основой для:
- разработки примерных основных образовательных программ;
- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- организации деятельности работы методических служб;
- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
СТРУКТУРА ФГОС
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ